Статьи

СЦ ТТМ: «Наши разработки улучшают жизнь миллионов пассажиров»

«Сервисный центр Транстелематика» — разработчик и ИТ-интегратор в сфере автоматизации городского общественного транспорта. Разработчики, тестировщики и аналитики компании делают поездки безопаснее и удобнее для пассажиров и транспортных компаний. С точки зрения информационных технологий СЦ ТТМ — это нетиповые интересные задачи, современный стек, большая доля RnD и хорошие возможности для профессионального развития.

Решениями «Сервисного центра Транстелематика» ежедневно пользуются миллионы пассажиров автобусов, троллейбусов, трамваев и метро в Москве, Санкт-Петербурге, Новокузнецке, Твери, Перми и в других городах России и зарубежья.

В этом году компании исполняется семь лет. В команде разработчиков более 100 сотрудников — JS, C++, Golang-разработчиков, тестировщиков, DevOps, аналитиков и технических писателей. И открываются новые вакансии: даже в непростом 2022-м необходимы продукты, которые улучшают социальную среду и повышают безопасность транспорта.

СЦ ТТМ: «Наши разработки улучшают жизнь миллионов пассажиров»

Решения СЦ ТТМ позволяют:

  • снимать телеметрию с транспорта, снабжать водителя данными навигации, видеонаблюдения, учитывать оплату проезда и т.д.;
  • анализировать пассажиропоток, контролировать качество и безопасность перевозок;
  • сообщать пассажирам о движении по маршруту, экстренных ситуациях и т.д.;
  • централизованно управлять данными о маршрутах транспорта, «по воздуху» загружать их на каждый борт и получать отчетность;
  • хранить и обрабатывать диагностические данные о транспорте, формировать отчеты и прогнозы, экспортировать информацию во внешние системы.

У них общая цель: автоматизировать процессы в транспорте и упростить жизнь пользователю — пассажиру, водителю, диспетчеру, инженеру в гараже перевозчика. Например, благодаря многофункциональному навигационному терминалу (МНТ) водителю не нужно лишний раз отвлекаться от управления. Автоматизированное управление трансляциями (АСУ УТ) спасает диспетчера транспортной компании от многочасовой рутины и позволяет в пару кликов обновить контент на салонных мониторах. А с помощью платформы диагностики и мониторинга (АСУ ПДМ) инженеры быстро узнают о состоянии и неисправностях транспортного средства.

СЦ ТТМ: «Наши разработки улучшают жизнь миллионов пассажиров»«Наши решения охватывают всю транспортную систему „от гаража до министерства“. У каждого решения есть понятный „бенефициар“ — человек, чью жизнь оно делает лучше и проще. Поэтому нам всегда ясно, для чего и для кого мы делаем свою работу, и как именно она улучшит жизнь людей».
Дмитрий Бурков, начальник отдела разработки ПО
СЦ ТТМ: «Наши разработки улучшают жизнь миллионов пассажиров»

Промышленная разработка на современном стеке

Большой плюс промышленной разработки в СЦ ТТМ — быстрое внедрение свежих технологий.

СЦ ТТМ: «Наши разработки улучшают жизнь миллионов пассажиров»«Я знаком с заказной разработкой, финтехом и диджитал, поэтому вижу, что у нас работа отличается. Так, в финтехе и даже диджитал редко нужно придумывать новое, чаще —кастомизировать шаблонные варианты. А мы многое делаем первыми, без шаблонов — так сложнее и интереснее. В финтехе обычно держатся за старый проверенный стек, чтобы при переходе не создать риска для финансовых операций. А мы легко переходим на свежий стек, если видим перспективу. В свое время мы перевели бэкенд с PHP на Golang — поняли, что так будет быстрее и гибче. Сейчас Go — очень востребованный язык, а у нас большой опыт в разработке на нем».
Дмитрий Бурков, начальник отдела разработки ПО

Основной стек СЦ ТТМ — C++, Go, JavaScript с их фреймворками. Конкретный стек подбирается под задачи проекта и требования заказчика: в одних проектах бэкенд пишется на C++ или Go, в других — на Python. Сейчас компания быстро развивает мобильную разработку (Kotlin). Сформировано сильное направление ручного и автоматического тестирования.

Большое преимущество мультистековой компании — выбор возможных стеков и новых направлений развития. Компания при этом готова оплатить обучение, найти сильного ментора в новой сфере. Есть хорошие возможности для тех, кто стремится к фулстек-экспертизе — JS-разработчик может писать фронтенд и бэкенд, а аналитик — заниматься бизнес-, системной и веб-аналитикой.

СЦ ТТМ: «Наши разработки улучшают жизнь миллионов пассажиров»

Каждый сотрудник имеет возможность влиять на конечный продукт. Если он аргументирует, зачем внедрять новый фреймворк, язык, технологию, и покажет, что поможет сделать продукт лучше, а возможные выгоды превосходят риски, то решение о внедрении принимается достаточно быстро.

У компании много инновационных продуктов, в том числе защищенных патентами. Соответственно, много RnD. В основном изыскания направлены на оптимизацию продуктов и повышение удобства для пользователей.

СЦ ТТМ: «Наши разработки улучшают жизнь миллионов пассажиров»«Например, у нашего многофункционального навигационного терминала (МНТ) есть выход в интернет, но водитель не должен пользоваться им в личных целях. Так возник блок изысканий по ограничению операций на уровне операционной системы — узкоспециализированная задача, по которой нет данных в открытом доступе. Чтобы решить ее, мы переделывали интерфейсную часть, вносили изменения на уровне запросов ОС и т.д., ведя работу через выстраивание и проверки гипотез. Другой кейс: основной инструмент терминала — монитор с сенсорным экраном. Но его ОС заточена под десктоп или экраны мобильных устройств, которые технологически отличаются по взаимодействию с сенсором. Мы исследовали программную и аппаратную часть и после ряда изысканий доработали ОС».
Дмитрий Бурков, начальник отдела разработки ПО

За решениями, привычными для миллионов пассажиров, стоят интересные и сложные технические задачи. Хороший пример — медиапанели в транспорте, которые транслируют информацию о маршруте и рекламу. Для каждого маршрута готовится своя эфирная сетка, привязанная к его географии. Сейчас в медиапанель залиты все варианты вещания для всех маршрутов, на которые может встать конкретный борт с динамической загрузкой новых данных и изменений.

Медиапанель должна получать с бортового ПО (того же МНТ) данные о маршруте: текущую остановку, расстояние до следующей, скорость движения и т.д. По ним она рассчитывает, когда включать оповещения, когда и какие показывать рекламные ролики. Учитывается их длина, требуемое количество показов, привязка к геопозиционированию, время, когда нужные социальные группы едут на этом маршруте, и многое другое. Возникает сложная алгоритмическая задача: выстроить логическую связь контента и маршрута и интегрировать две системы — контентную и навигационную — с разной логикой. Именно эту задачу сейчас и решает команда СЦ ТТМ.

СЦ ТТМ: «Наши разработки улучшают жизнь миллионов пассажиров»

Миссия: сделать город лучше

Продукты СЦ ТТМ в целом улучшают городскую среду для миллионов пассажиров, а для некоторых групп становятся критически важными. Один из таких примеров — интеграция комплекса СЦ ТТМ с «Говорящим городом».

Петербургский проект «Говорящий город» помогает людям с ограниченными возможностями. Например, носимые устройства подсказывают слабовидящим, где они находятся и как пройти в нужную точку. СЦ ТТМ интегрировала с этими устройствами МНТ, и теперь транспорт и маломобильные пассажиры «видят» друг друга. Водитель заранее знает, что нужно опустить аппарель, а пассажир получает сообщение, когда подходит нужный транспорт, уведомления о выходе или пересадке.

СЦ ТТМ: «Наши разработки улучшают жизнь миллионов пассажиров»«На „Говорящем городе“ наши QA-инженеры получили очень интересный опыт тестирования — в дополнение к автотестам и ручному тестированию применили подход дизайн-мышления. Ребята проверяли все на себе: завязывали глаза и тестировали, удобно ли пользоваться продуктом, закатывались в салон на креслах, чтобы проверить, не закрываются ли двери раньше времени, и так далее».
Дмитрий Бурков, начальник отдела разработки ПО
СЦ ТТМ: «Наши разработки улучшают жизнь миллионов пассажиров»

Внимательность и ответственность как специфика разработки

Бизнес СЦ ТТМ диктует определенные требования к hard skills: опыт работы от года, опыт разработки высоконагруженных систем и многопоточных приложений, хороший кругозор в современных ИТ-продуктах. Но своя специфика есть и в soft skills: поскольку работа связана с безопасностью людей на транспорте, очень важны внимательность и личная ответственность.

СЦ ТТМ: «Наши разработки улучшают жизнь миллионов пассажиров»«Пассажир должен быть уверен, что благополучно доедет до нужного ему места: вовремя выйдет, даже если не знает свою остановку, получит оповещение в случае ЧС, будет защищен системами видеонаблюдения и не попадет в аварию благодаря контролю скорости. А продукты-помощники не должны отвлекать водителя среди агрессивного движения, пробок и аварий. Наша ответственность — держать все это в уме, занимаясь разработкой. При этом мы делаем большую экосистему, и ошибка в одной части может разладить работу других. Поэтому наша работа требует внимательности».
Дмитрий Бурков, начальник отдела разработки ПО

Другая особенность связана с жесткими дедлайнами. Во-первых, они содержатся в контрактах, а во-вторых, СЦ ТТМ встроена в общую цепочку производства. Например, автобусы и электробусы отечественного производства выходят с заводов уже с программно-аппаратными комплексами СЦ ТТМ на борту, которые должны быть полностью готовы к моменту передачи автобуса заказчику. Поэтому бывает, что ПО нужно делать в очень сжатые сроки. И, чтобы сосредоточиться на качественном выполнении задачи, нужна определенная стрессоустойчивость.

СЦ ТТМ: «Наши разработки улучшают жизнь миллионов пассажиров»

Как работается в СЦ ТТМ

В компании сложился отличный коллектив: сотрудники приходят сюда не только зарабатывать деньги, но и для того, чтобы общаться с коллегами-единомышленниками. Все, включая гендиректора, открыты для общения, а обращаться друг к другу принято на «ты».

Компания прислушивается к пожеланиям сотрудников. Например, в московском офисе арендовала специальное помещение, где можно поиграть в волейбол и футбол. А в команда саратовского офиса любит настольные игры и решила каждую пятницу играть в настолки после работы. СЦ ТТМ не только закупила коллекцию настолок, но и сократила пятничный рабочий день, а менеджеры не ставят на этот день сверхсложных задач. Компания и сама создает поводы собраться и пообщаться — одним из самых запоминающихся стала парусная регата для желающих из всех городов.

СЦ ТТМ: «Наши разработки улучшают жизнь миллионов пассажиров»

Внутренние процессы комфортные и гибкие. Формат работы (офисный, удаленный или гибридный), время начала дня, выход в отпуск или возможность неожиданного отгула — все это решается быстро, по договоренности с командой.

Внутренние процессы комфортные и гибкие. Формат работы (офисный, удаленный или гибридный), время начала дня, выход в отпуск или возможность неожиданного отгула — все это решается быстро, по договоренности с командой.

Что касается денег, в СЦ ТТМ платят среднерыночные зарплаты, мониторят их уровень на рынке труда и при необходимости индексируют. По результатам работы выплачиваются квартальные и годовые премии. Из необычного — самостоятельное формирование компенсационного пакета. Сотрудник может выбрать те опции, которые нужнее лично ему — ДМС, оплата питания, проезда или фитнеса. Чем выше грейд, тем больше опций можно взять, причем выбор в любой момент можно изменить.

СЦ ТТМ: «Наши разработки улучшают жизнь миллионов пассажиров»

Обучение: менторинг и внешние курсы

В плане обучения компания сделала ставку на внутренний менторинг и внешние возможности. Сотрудник сам или вместе с руководителем определяет, какие курсы, конференции или сертификации нужны для дальнейшего развития. Если выбранное направление полезно компании, обучение полностью оплачивается. Также возможно поехать на ключевые конференции (как на профильные по технологиям, так и на TeamLead Conf) и пройти вендорское обучение для высоких грейдов.

Что касается менторинга, джуниоры и мидлы могут рассчитывать на постоянного наставника, который может и посмотреть код, и подсказать пути дальнейшего развития.

СЦ ТТМ: «Наши разработки улучшают жизнь миллионов пассажиров»«У нас развито внутреннее проектное комьюнити. У всех есть понимание, что мы вместе работаем над едиными проектами и создаем продукты, которые приносят людям пользу. Это мотивирует делиться новшествами и технологиями».
Дмитрий Бурков, начальник отдела разработки ПО

Широкие возможности в сплоченной команде

СЦ ТТМ предоставляет широкий спектр задач, разнообразие проектов и стеков. Каждый сотрудник сможет найти проект, которым было бы интересно заниматься именно ему. При этом работать предстоит в спаянной команде, где принято отвечать за результаты и не подводить коллег.

Если вы видите свое дальнейшее развитие в такой компании, добро пожаловать на борт!

СЦ ТТМ: «Наши разработки улучшают жизнь миллионов пассажиров»
Вакансии дня